От продуктов отрезают лишнее

От продуктов отрезают лишнее

triggerПроизводители оптимизируют ассортимент из-за пандемии.

Ажиотажный спрос на продукты питания на фоне пандемии COVID-19 и возросшая нагрузка вынуждают производителей оптимизировать ассортимент. Так, крупный поставщик мясных изделий «Черкизово» временно прекратит выпуск ряда продуктов на заводе в Москве. Конкурент группы, «Мираторг», может тоже временно отказаться от поставки ряда товаров. Производители уже предупредили розничные сети о рисках недопоставок из-за карантинных мер, надеясь, что это будет страховкой на случай судебных споров.

Письмо о режиме поставок продуктов в условиях введенных в Москве ограничений из-за пандемии COVID-19 директор ООО «ТД Черкизово» Олег Заков направил партнерам на этой неделе. Копия обращения есть у “Ъ”. Группа «Черкизово» семьи Михайловых — один из крупнейших в стране производителей мясной продукции (бренды «Черкизово», «Петелинка», «Пава-пава») с долей 6,8% рынка. Как отмечается в письме господина Закова, объявленные в марте несколькими указами мэра Москвы Сергея Собянина карантинные меры могут повлечь со стороны «ТД Черкизово» неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств. Причем это чрезвычайные обстоятельства непреодолимой силы, потому применение штрафов и санкций в таком случае исключается.

В сложившихся условиях компания уведомляет о временной блокировке части ассортимента, которая выпускается на московском Черкизовском мясоперерабатывающем заводе (ЧМПЗ) для «оптимального обеспечения потребностей покупателей». «ТД Черкизово» также сообщает о вероятности неполного выполнения по другим заказам. Получение письма подтвердили в «Магните». В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») заявили, что подобных уведомлений от партнеров не поступало. В «Ленте», Auchan и Metro “Ъ” не ответили.

В «Черкизово» пояснили, что с 14 по 30 апреля на ЧМПЗ приостановлен выпуск «незначительной части» наименований изделий из свинины и колбас.

Решение принято из-за увеличившейся нагрузки на сотрудников завода в период возросшего спроса и карантинных мер. В группе добавили, что мера также позволила высвободить дополнительные мощности ЧМПЗ для выпуска продукции, пользующейся наибольшим спросом в условиях повышенной волатильности. При этом там подчеркнули, что другие площадки выпускают полный ассортимент.

«Черкизово» может быть не единственным производителем продуктов, кто оптимизирует ассортимент в текущих условиях. По словам собеседника “Ъ” в петербургской торговой сети, о прекращении поставок ряда наименований также сообщил другой крупный игрок на мясном рынке, АПХ «Мираторг». В холдинге от комментариев отказались. В ГК «Дымов» (выпускает колбасы, сосиски и пр.) сообщили, что предприятия работают в штатном режиме и готовы к увеличению производства при росте спроса либо при выпадении части заказов других компаний. В PepsiCo (бренды «Домик в деревне», «Веселый молочник») заявили, что видят растущий спрос на кефир, молоко, творог и принимают все меры для обеспечения необходимого объема поставок.

Как отмечает собеседник “Ъ” среди производителей продуктов, оптимизация производства может быть связана с опасениями временного закрытия какой-либо площадки из-за карантина и желанием нарастить производство наиболее востребованной продукции впрок. Кроме того, у компании может не хватать ресурсов для полной загрузки завода, добавляет он. Предупреждение о возможных проблемах с поставками, по словам источника “Ъ”, может быть подстраховкой на случай обострения отношений с сетями, которые уже накалены.

Партнер, руководитель практики судебной защиты «КСК групп» Егор Горин отмечает, что введенные указами мэра Москвы карантинные меры можно трактовать как форс-мажор, но степень влияния обстоятельства на конкретный договор поставки будет определяться индивидуально. Но уведомление о форс-мажоре будет играть в пользу спорящего, например, при обжаловании штрафа, считает юрист.

kommersant